Притча о бизнес-тележке. Таскать камни или строить храм?

Съемки телепроекта-премии «Калининградский продукт» завершены. Начинается формирование экспертного совета. В рамках проекта руководители компаний дали интервью Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области.  Георгий Дыханов поделился впечатлениями от общения с топ-менеджерами и собственниками, а также  выделил критерии оценки участников, которые, на его взгляд, являются основными для определения победителя.  

 

Во время телепроекта-премии «Калининградский продукт» пришлось беседовать с руководителями разных компаний. Всех объединяет одно: они не только заточены на извлечение прибыли, у каждого предпринимателя есть своя миссия. Один из участников дал важный совет начинающим предпринимателям  —  не сворачивать со своей дороги, со своего пути, со своей цели. Конечно, всегда сложно определить, какая она твоя дорога. Однако все выполняют свою миссию: кто-то кормит людей, кто-то доставляет продукты. Каждый вкладывает в дело свою душу, свой интеллект, не только следуя вкусам потребителей, но и удивляя их, показывая что-то новое. Мне кажется, что в этом сущность калининградских предпринимателей.

Калининградский бизнес находится в тяжелых конкурентных условиях, потому что рынок небольшой. Для того чтобы быть успешным, нужно не только удовлетворять потребности местного рынка, но и выходить на другие, где совершенно иные вкусы, подходы и потребности. Стремление, с одной стороны, придерживаться традиций, с другой стороны, предлагать что-то новое, вести за собой, —  достойный посыл, которого, может быть, нет у предпринимателей в других регионах России. Там бизнес работает в основном на свой рынок или близлежащие рынки, а здесь даже рынки отличаются иногда кардинально, потому что калининградцы во многом смотрят на соседей за рубежом,  хотят переносить в регион тот образ жизни, обычаи делового оборота, вкусы и предпочтения в повседневной жизни. С другой стороны, есть Россия, которая ближе к Азии,  и у нее совершенно другие вкусы.

Думаю, главным критерием для отбора победителей телепроекта-премии «Калининградский продукт», нужно выбрать стремление к изменениям и инновациям, а также обеспечение достойного постоянного качества. Потребителя не обманешь какими-то новыми фишками, новой упаковкой, потребитель хочет видеть одно и то же качество и при этом широкий ассортимент продукции. В этом участники  телепроекта-премии «Калининградский продукт» — мастера, так как создают  что-то новое, но при этом обеспечивают потребителю уверенность, что он получит качественный продукт.

Все калининградские бренды основаны и на личном авторитете руководителя, который вкладывает свою душу, свои навыки и умения в бизнес. Практически все они выходцы из 90-х годов, из Советского союза, не надо этого стесняться. Люди самосовершенствуются, поэтому критерий самосовершенствования при оценке участников телепроекта-премии «Калининградский продукт» тоже важный, так как предприятие не должно стоять на месте. Другой момент — сложность баланса. Есть такой термин «амбидекстер». Это человек, который одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками. Вот это умение работать, с одной стороны, консервативно, качественно, четко, по бизнес-процессам  и соблюдать все технологии, с другой стороны, вносить что-то новое, не теряя качество, и есть баланс. Найти этот баланс сложно.

Третий критерий оценки участников телепроекта-премии «Калининградский продукт»  —  следование своему пути, своей миссии, свой цели.  Когда руководители в ходе интервью рассуждали о кризисах, все сказали, что те подтолкнули их к новым решениям. При этом никто не рассуждал, что в тот момент стал меньше зарабатывать или это как-то сказалось на прибыли предприятия. У всех была цель – удержать коллектив, удержать ключевые компетенции. Важно, что люди выполняют свою миссию, а не зарабатывают деньги. Есть старая притча. Мудрец задал вопрос  трем разным людям, которые возили одинаковую тележку с камнями: «Что ты делаешь?» Первый сказал: «Таскаю эту проклятую тачку с тяжелыми камнями». Второй ответил, что зарабатывает деньги для семьи.  А третий удивился: «Разве не видишь, я строю прекрасный храм». Так вот все участники телепроекта-премии «Калининградский продукт» строят прекрасный храм, а не просто таскают тачку с камнями.

наверх